Идея ввести в обиход понятие графическая экология пришла мне во время написания кандидатской. (Здесь так и хочется написать что-то вроде «понятийный аппарат: ...», но я пока держусь). Так вот, я задумалась над тем, что в последнее время мы очень много говорим об экологии окружающей среды, в основном подразумевая под этим ее загрязнение разным материальным мусором. На этом фоне вполне естественно, что экологическая этика процветает в тех областях дизайна, которые ответственны за формирование нашей материальной среды: средовой дизайн и архитектура, дизайн мебели и одежды, ювелирный дизайн, промышленный... И графический дизайн, конечно, не исключение. Ведь большинство его носителей имеют материальную основу, цифровая графика не в счет. А раз это так, то этот носитель рано или поздно окажется в мусорной корзине. Поэтому экологичный графический дизайн зачастую понимается именно как работа с материалом, т. е. использование экологически безопасных материалов и технологий.
Но окружающая среда — это не только материя. Мы живем в мире, где доминируют информационные технологии. Информации с каждым днем становится все больше, и поступает она в основном через органы зрения. Поэтому визуальное загрязнение ничуть не менее опасно, чем материальное. А потребность в визуальной чистоте становится практически осязаемой. Все больше людей стараются очистить свое личное визуальное пространство от лишней графической информации. Все больше появляется статей о графическом покое и визуальной тишине. Ведь такой городской пейзаж, с поправкой на географический и национальный контекст, сегодня совершенно типичен для практически любого мегаполиса.
И здесь уже не столь важно Нью-Йорк это, Киев или любой другой современный город.
Кстати, ситуация внутри не намного лучше ситуации снаружи. Любой супермаркет — пример того же самого визуального загрязнения. Недавно я была на лекции про упаковку, на которой было много фотографий товаров, стоящих на полках супермаркетов на другом конце света. Я сидела и думала: как же все похоже! Ну да, с гастрономической точки зрения товары совсем другие, но общее визуальное впечатление — тот же мусор, что и у нас. Я в больших магазинах устаю именно от этого однообразного разнообразия, и поэтому всей душой люблю небольшие локальные магазинчики — в них не увидишь вот таких бесконечных монотонных рядов.
Естественно, что чем больше информации, тем больше носителей визуальной информации, и тем сильнее их воздействие на человека. Помните знаменитый эксперимент «Delete!» Кристофа Штайнбренера и Райнера Демпфа? В 2005 году они на две недели оклеили желтой плёнкой все вывески на одной из самых оживленных улиц Вены.
Таким способом они наглядно показали, с каким огромным количеством визуальной информации мы сталкиваемся каждый день, какое место она занимает в нашей повседневной жизни. А ведь с тех пор прошло больше 10 лет!
Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то просил вернуть на место привычные указатели, кто-то говорил, что лучше было бы выбрать не желтый, а какой-нибудь другой цвет. Но как бы то ни было, на примере этого проекта очевидно, что графическое загрязнение современных городов является значимой экологической проблемой.
Ее осознание привело к тому, что во многих городах мира на законодательном уровне стали существенно ограничивать количество наружной рекламы. Началось всё с Сан-Паулу, где в 2007 году по инициативе ассоциации графических дизайнеров мэрия приняла так называемый «Закон о чистом городе», в котором наружная реклама приравнивалась к визуальному загрязнению. Только за один год в городе убрали больше 15 000 рекламных конструкций. Бразильский фотограф Tony de Marco, довольно подробно задокументировал процесс очищения города от рекламных носителей. Эти фантомы наружной рекламы — неожиданно опустевшие щиты и пятна от снятых билбордов на стенах домов — очень наглядно показывают роль рекламных носителей в формировании городского графического окружения.
Инициативу поддержали во многих городах мира. Запрет на установку рекламных щитов был принят в Индии в городе Ченнаи, в английском Бристоле, а в 2014 году власти французского города Гренобль не только первыми в Европе запретили всю коммерческую уличную рекламу, но и приняли решение на месте билбордов высадить деревья.
Кроме того, в разных странах проводятся исследования и эксперименты, направленные на то, чтобы определить допустимую норму концентрации рекламных носителей на единицу площади. Например, в прошлом году группа ученых провела большое исследование визуального загрязнения объектами наружной рекламы на одной из оживленных улиц Люблина и предложила метод оценки его уровня. С помощью специального геодезического оборудования они проанализировали пространственные свойства объектов рекламы: их местоположение, размер, диапазон видимости.
А потом сопоставили их с опросами общественного мнения, что позволило определить допустимый уровень визуального загрязнения. Проще говоря понять, как люди себя чувствуют в конкретном месте, и как это связано с концентрацией рекламных носителей вокруг.
Отечественным примером организации визуального пространства города является дизайн-код Москвы, разработанный в Студии Артемия Лебедева в 2013 году. В рамках работы над этим проектом было создано руководство по гармоничному оформлению фасадов и размещению вывесок в историческом центре города.
В общем, рекомендации по снижению негативного воздействия городского визуального шума на человеческий организм в основном фокусируются на физическом уменьшении количества носителей визуальной информаци. В первую очередь это касается наружной рекламы. Но визуальная среда любого современного города представлена огромным объемом носителей графического дизайна, которые не только замусоривают окружающую визуальную среду, но и направляют, ориентируют, а еще являются своевременными и актуальными маркерами эпохи, оказывают значительное влияние на наше ощущение пространства и времени. Это различные навигационные знаки и символы, системы кодирования информации, информационная графика. А вот как сбалансировать их функциональность и эстетику и сделать пребывание человека в городе максимально гармоничным, в этом, на мой взгляд, и состоит задача графической экологии.
Обо всем этом моя лекция в музее истории Санкт-Петербурга.
Источники:
https://www.smithsonianmag.com/photocontest/detail/travel/visual-pollution-in-times-square-new-york/
https://www.34travel.me/post/v-kieve-stanet-menshe-naruzhnojj-reklamy
https://www.caustica203.livejournal.com/25839.html
https://www.steinbrener-dempf.com/en/portfolio-item/delete/
https://www.flickr.com/photos/tonydemarco/sets/72157600075508212/
https://www.artlebedev.ru/moscow/design-code/
https://ponomoona.livejournal.com/176968.html
http://annachernykh.ru/kak-ustroit-graficheskijj-pokojj-sebe-i/