Графическая среда античного города

Шрифтовой дизайнер Джонатан Хефлер (Jonathan Hoefler) в фильме «Гельветика» пошутил на тему того, что графическим дизайнерам тяжело смотреть исторические фильмы, поскольку шрифты всегда не те. Графическая среда города в любой период времени и правда представлена большим количеством шрифтовых форм. И сегодня, глядя на картины и старинные фотографии, мы угадываем эпоху по вывескам, плакатам, табличкам, знакам визуальной коммуникации. Для нас они уже не просто графический мусор, а неотъемлемая составляющая городской жизни. Недолговечные, по сравнению с архитектурой, а потому еще более ценные, подлинные свидетельства обычной жизни. Ведь города никогда не были графически стерильны. Только чем дальше, тем сложнее восстановить цельную картину. Но археология тут в помощь.

Печальная история Помпей, Геркуланума и Стабий, городов, погибших от извержения Везувия 24 августа 79 года новой эры, всем хорошо известна хотя бы по знаменитой картине Брюллова. Есть еще, правда, фильм «Помпеи» Пола Андерсона, того самого, что снял «Обитель зла». Так что я его даже включать боюсь. В 1827 году Брюллов приехал на место раскопок и так впечатлился видом разрушенного города, что спустя несколько лет выдал публике полотно, ставшее поистине сенсационным.

Вообще раскопки Помпей имели большое значение для культуры XIX столетия. К античной тематике начали обращаться писатели, музыканты, художники. Благо материал оказался хороший: пепел вулкана сработал как консервант, так что под ним очень хорошо сохранилась окружающая городская обстановка.

Вдохновляясь археологическими раскопками, многие художники XIX века довольно подробно воссоздавали на своих работах облик древнеримского города. Что важно, рекламно-графическое оформление в них занимало не последнее место. Всевозможные вывески, таблички и надписи в изобилии встречаются на работах итальянских живописцев. Вот они на картинах Энрико Салфи (Enrico Salfi) и Винченцо Кэпобианчи (Vincenzo Capobianchi).

А вот сохранившиеся элементы, найденные при раскопках.

В России тема тоже оказалась популярной. У Александра Сведомского, например, есть картина «Улица в Помпеях». На ней значимое место отведено шрифтовой композиции на стене дома. А на картине его брата Павла «Две римлянки с бубном и флейтой» (да, такая вот семейная приверженность тематике) еще и образец деревянной вывески. Понятное дело, что все это авторское видение, но материал-то все таки исторический.

Такие надписи действительно очень характерны для Помпей, их сохранилось большое количество.

Ученые подразделяют латинские городские надписи и изображения на три категории:

  • гравированные на камне

В основном это всякие официальные декреты, эдикты, эпитафии — в общем все то, что должно было задержаться в памяти народной.

  • граффити (от ит. graffiato — царапать)

Свидетельства неформального общения, процарапанные на стенах или других поверхностях.

  • дипинти (от ит. dipinto — раскрашенный)

Написанные или нарисованные краской надписи, в основном реклама и политические лозунги.

Исследователи говорят, что рисование и процарапывание различных текстов и изображений на стенах домов для древних римлян было делом обычным. Не актом вандализма, как зачастую мы это воспринимаем сейчас, а общеупотребимой формой общения между людьми, видом графической коммуникации. В какой-то степени аналогом современных социальных сетей, задолго до появления фейсбука.

На стенах своего города жители оставляли приветствия и пожелания, вступали в диалоги, обсуждали происходящие события, делились фрагментами литературных произведений и короткими афоризмами, знакомились. Гости, уезжая, благодарили жителей города за гостеприимство. Ну это как если бы сегодня туристы перед отъездом считали бы свои долгом написать где-нибудь на доме Лобанова-Ростовского несколько добрых слов в адрес всех нас. Сохранились также рекламные тексты, анонсы событий и различные новости.

Хозяева богатых домов, располагавшихся в местах наибольшей проходимости, сдавали свои стены в аренду под различные нужды. Во время политических кампаний такие рекламные площади использовались, например, для размещения агитационных призывов. Для этого их выбеливали белой краской. Такая стена называлась альбум, от латинского album — белый.

Альбумы стали своего рода инструментом организации визуальной среды. К ним были даже приставлены специальные люди, которые, если заканчивалось свободное место, заново покрывали стену белой краской. И снова можно было писать, что называется, с чистого листа. Это интересный факт, первые шаги на пути упорядочивания графической городской культуры. 

Человек и окружающее пространство находятся в постоянном взаимодействии: человек формирует среду, а среда, в свою очередь, влияет на человека. И графическая составляющая играет в этом далеко не последнюю роль. Получается, необходимость сдерживания хаотичного графического процесса была осознана уже 2000 лет назад. Спрашивается, далеко ли мы ушли?