Я хорошо помню 2009 год. Я только закончила институт, неопределенность впереди и привычка учиться толкнули меня в аспирантуру. У меня не было ни малейшего представления о том, как это вообще делается и что может мне дать, не было даже темы. И вот я пришла к своему научному руководителю и спросила совета: про что мне писать? И он ответил — инфографика. Я не поняла, но согласилась. И если первое время даже для многих дизайнеров само слово звучало интригующе, то в последующие пару лет мне казалось, что я наблюдаю за сходом лавины. Материалы по инфографике, сайты, подборки, курсы, лекции пошли как грибы после дождя. Какое-то время я с ужасом смотрела на все это, читала, ходила на конференции, а потом призналась себе, что с инфографикой у меня вряд ли что-то получится. Но кое-какой интерес все же остался, особенно к ее истории. И когда мне не так давно попалась на глаза статья об Изотайпе, я вспомнила, что именно этот вид информационной графики был мне всегда симпатичен. Не претендую на перевод, скорее краткое изложение.
Isotype (International System of Typographic Picture Education) — графический язык, представляющий собой систему пиктограмм, понятных людям в независимости от их пола, возраста, образования и социального положения. Идея его создания принадлежит австрийскому социологу и философу, директору Социально-экономического музея Вены Отто Нейрату, под руководством которого в 1920-х годах был разработан метод изобразительной статистики, получивший название Венский. Его суть заключалась в использовании последовательно повторяемых стандартизованных графических символов для представления социально-научных данных, а основными инструментами стали графические диаграммы, которые можно было создавать в нескольких экземплярах.
В 1929 г. вышла в свет «Die bunte Welt» (Красочный мир) — первая книга, спроектированная на основе Венского метода. Уже тогда стали понятны его преимущества: картинки быстрее воспринимаются, оставляют яркое впечатление и лучше держаться в памяти.
Интересно, что здесь еще видны поиски стиля: в некоторых диаграммах отсутствуют ясность и графическая чистота.
Но все изменилось с приходом в команду немецкого художника Герда Арнтца, который довел графический стиль пиктограмм до совершенства. Такими мы их сегодня и знаем.
По заказу Нейрата Арнтц разработал «визуальный словарь» из более чем 4000 символов — постоянно обновляемый рабочий справочник со всеми пиктограммами. По его мнению, понятность изотипа определяется простотой его символов. Они должны быть мгновенно узнаваемы, а для этого не должны содержать никаких отвлекающих деталей.
Деятельность Нейрата и его команды простиралась далеко за пределы Австрии. В 1931 г. они приехали в Москву для того, чтобы помочь подготовить художников Всесоюзного института изобразительной статистики (ИЗОСТАТ). Интересно сравнить две диаграммы, созданные в СССР в 1932 и 1934 гг. Обе они посвящены увеличению количества доступных мест в детских садах, но существенно отличаются самим способом представления данных.
Первый график хоть и был опубликован уже после того, как Нейрат и его коллеги начали работать в Москве, все же показывает, что в это время ИЗОСТАТ еще не особо придерживался Венского метода — ребенок на пиктограмме изображен слишком реалистично, слишком иллюстративной выглядит сцена, расположенная в верхней части.
Кстати, интересно, что вот такую картинку, которая помещалась сверху, Нейрат называл «guide-picture», то есть своего рода «вводная картинка», которая должна была помочь зрителю понять предмет диаграммы, ввести в курс дела.
Так вот, возвращаясь к детскому саду, на диаграмме 1932 года (слева) эта верхняя картинка не просто ориентирует, она является инструментом пропаганды, представляя идеализированный образ советского детского сада с упитанными детишками, заботливыми воспитателями и стенами, украшенными флажками. На изображении 1934 года (справа) мы видим, что все лишние детали убраны, не используется перспектива, что, однако, не вредит смыслу, а даже наоборот — бытовую сценку из жизни детей превращает в действительно функциональный график.
В период с 1941 по 1947 год Институт Isotype сотрудничал с британским кинорежиссером Полом Рота (Paul Rotha). В документальных фильмах, выпущенных компанией Rotha Films of Fact, были затронуты темы, связанные с наукой, военными действиями и многим другим. Команда Isotype писала и редактировала сценарии, создавала дизайн диаграмм, делала раскадровки и другие визуальные материалы. Они также руководили самим процессом анимации. Одним из результатов этого сотрудничества стал 20-минутный фильм Total war in Britain, сделанный в 1945 г. Объединив кадры кинохроники с анимированными графиками, создатели фильма хотели придать сухой статистике больше материальности и жизненности, обратиться ко всем людям, в независимости от их языка. Эскизы раскадровок были выполнены женой Нейрата, Мари, которая использовала для этого белила черного, серого и белого цветов.
Еще один фильм, выпущенный в сотрудничестве с Rotha Films — World Of Plenty.
В период 1940-х годов Отто Нейрат начал работать над детскими книгами. Он был уверен, что процесс обучения с помощью картинок, которые побуждают смотреть, сравнивать, делать собственные выводы, должен принести большую пользу. Эта работа продолжилась и после его смерти в 1945 году. Институтом Isotype было выпущено много книг для детей, в том числе «Визуальная история человечества», «Чудеса современного мира», «Визуальная наука», «Чудесный мир природы» и многие другие.
Подход к созданию понятных для детей визуальных объяснений был замечателен тем, что включал в себя большую коллективную работу, консультации с читателями и экспертами в выбранной области.
Институт Isotype работал над проектами даже в Нигерии, которая к 1960 году перестала быть Британской колонией и стала независимым государством. Правительство следовало программе социального обеспечения и экономического развития, целями которой были внедрение бесплатного начального образования, обеспечение всеобщего здравоохранения и модернизация сельского хозяйства. Чтобы объяснить положения своей программы людям, среди которых было много неграмотных детей и взрослых, правительство обратилось к Институту Isotype за помощью. В 1954 Мари Нейрат отправилась в Нигерию для встречи с министрами правительства. В результате было решено разработать серию буклетов, в которых проблемы, задачи и пути их решения были бы показаны шаг за шагом. Буклеты были тематические: «Образование для всех», «Здоровье для всех», «Сельское хозяйство для улучшения жизни», «Плата за прогресс». Они состояли из предисловия министра и картинок-объяснений что и как будет функционировать и оплачиваться.
За этими первыми буклетами последовали и другие, которые объясняли особенности работы по улучшению дорог, инфраструктуры и водоснабжения.
Такое вот широкое применение нашел графический язык. Ну и напоследок, Отто Нейрат считал, что слова разъединяют людей, в то время как изображения, наоборот, объединяют. По его словам, обычный гражданин должен иметь возможность свободно получать интересующую его информацию, и не существует такой области знаний, где была бы невозможна визуальная гуманизация.