Я держу в руках упаковку какого-то корейского крема. Она тяжелая и очень приятная на ощупь. Пальцы скользят по матовой ламинации, по аккуратному тиснению, по сглаженным ребрам плотного картона. Слегка тонированная бумага с вкраплением волокон, деликатный дизайн, монохромная печать. Тэглайн Made in forest. Все оформление стремится к тому, чтобы не оставить сомнений — перед нами что-то очень… экологичное. Само слово уже, правда, настолько избито, что за ним все чаще слышится неискренность и желание нажиться на актуальной тенденции — экологичность сегодня в моде, она добавляет стоимости товару. За простое и натуральное приходится платить больше, и это стало уже настолько привычным, что почти не удивляет. Английское sustainable вроде как более адекватно, но в русском языке устойчивый звучит как-то слишком безлико. А зеленый — уж слишком радикально и ассоциируется с бунтарским гринписом. Так что пусть будет экологичный.
Внутри баночка с деревянной крышкой. Хм, честно говоря, даже не знаю как этому относятся настоящие экологисты. Но я спокойно, я люблю натуральные материалы. И люблю красивую упаковку, особенно если она элегантна, минималистична и имеет приятную фактуру. Еще до того, как я полезу в интернет читать о составе и технологиях, до того, как узнаю сколько там процентов ингредиентов растительного происхождения и каким стандартам отвечает упаковка, я уже уловила негласный посыл, выраженный образами, цветом, материалом, типографикой. Через них бренд заявляет себя как экологичный.
Есть разные мнения на счет того, что можно назвать экологичным графическим дизайном. Тут уж кто что вкладывает в понятие экология. Это и безопасные материалы, которые используются при производстве продукции, и продуманная утилизация, и общий посыл, и много чего еще. Я уверена, что экологичный — это еще и эстетически совершенный, радующий глаз. Ну или, по крайней мере, не напрягающий его. Поэтому мне вот прямо больно, когда сплошь и рядом я вижу как классные, нужные и полезные экологические проекты, которых так много сейчас, игнорируют такую важную составляющую как визуальная коммуникация. Потому что считаю, что сущность экологии в организации взаимодействия человека со средой, а графический дизайн — один из главнейших инструментов, делающих пространство вокруг более удобным, эффективным и, что уж там, красивым.
Я считаю, что нельзя рассказывать об экологии и иметь такую презентацию, глядя на которую хочется зажмурится. Потому что представление информации — это тоже экология. Развидеть не получится. Ну это же так просто! Сколько уже сказано про соответствие формы и содержания. В общем, я решила начать делиться своими любимыми примерами экологичного дизайна. Их скопилось много, и они все разные, но каждый из них про то, чтобы менять наше отношение к потреблению, визуальному в том числе.
Formosa Ecology Tea Gift Set
Один из таких проектов — дизайн упаковки для тайваньского чая Pin Shiang Tea Co от Victor Branding Design Corp, победитель Red Dot Award 2012.
Здесь есть все, что я люблю: много свободного пространства, сдержанная типографика, авторские иллюстрации. А еще упаковка ненавязчиво намекает на необходимость защиты животных, которые проживают на Тайване и находятся под угрозой исчезновения. Именно они нарисованы на лицевой стороне каждой упаковки.
Мне нравится, что в этом проекте есть призыв к ответственности по отношению к природе, но при этом нет перегруженности информацией, сохранена чистота информационного поля. А чувство, которое вызывают во мне иллюстрации ближе к тому, что можно назвать потребность в заботе. И я ощущаю большую разницу между ним и теми угрызениями совести, которые пытаются навязать многие природозащитные рекламные кампании.
Stop the water while using me
Stop the water while using me — немецкий бренд натуральной косметики, который за основу айдентики взял сообщение, отвечающее принципам экологии и устойчивого развития. Миссия проекта заключается в сохранении главного жизненного ресурса — воды.
Почему мне нравится такой дизайн? Он оставляет очень много свободы, воздуха, пространства для жизни. И хотя я стараюсь не навешивать ярлыков, что хорошо, а что плохо, и люблю очень разные работы и проекты, но именно в повседневности, в том, с чем приходится сталкиваться каждый день, брать в руки, держать в доме, мне хочется увидеть много деликатности и уважения к визуальному пространству. Для меня это такой же вопрос этики, как и нормы общения между людьми, ориентированные на соблюдение личных границ.
Мне кажется, что мы и так очень беззащитны перед тем натиском графических образов, с которыми сталкиваемся каждый день. На улице, на работе, в собственном доме. Бог с ней с рекламой — отвернулся и не смотришь, но любой товар, который мы приобретаем становится на какое-то время частью нас, нашим продолжением, хотим мы того или нет. Поэтому я люблю дизайн, в котором много воздуха, мне с ним легче дышится.
Puma Clever Little Bag
Ну и, чтоб немного снизить градус патетики, экоупаковка для обуви от Пумы, придуманная Ивом Беаром (Yves Béhar). Она мне просто нравится, без особых на то причин.
Задача состояла в том, чтобы отказаться от традиционной пары коробка–полиэтиленовый пакет, которая всегда сопутствует покупке обуви, в пользу более безопасного для окружающей среды решения. В результате был придуман мешок из нетканого материала, который обтягивает картонный каркас. А сама сумка потом может использоваться по-разному.
На разработку упаковки ушло несколько лет. Как пишут, такое решение позволило существенно снизить расходы энергии, воды и топлива при производстве, оптимизировать транспортировку и уменьшить количество отходов. Это все здорово, но для меня не менее важно то, что ее просто хочется взять в руки.
Источники:
https://red-dot.de/cd/de/online-exhibition/work/?code=04-1484&y=2012
https://stop-the-water-while-using-me.com/us/
https://www.kolle-rebbe.de/en/work/stop-the-water-while-using-me/
https://fuseproject.com/work/puma/clever-little-bag/?focus=overview
https://o2indonesia.wordpress.com/2012/06/02/tas-pintar-yang-ramah-lingkungan/