Что общего у телеканала Showtime, нефтяной компании Mobil и журнала National Geographic? Айдентика от Chermayeff & Geismar. Иван Чермаев (Ivan Chermayeff) и Том Гейзмар (Tom Geismar) считаются одними из величайших графических дизайнеров второй половины XX века. Даже если вы никогда не слышали их имен, вы все равно, скорее всего, с ними знакомы по их работам. Они являются авторами наиболее узнаваемых логотипов нашего времени.
Телекомпания NBC, Библиотека Конгресса США, Нью-Йоркский музей современного искусства, Chase Bank и многие-многие другие. Иван Чермаев и Том Гейзмар фактически сформировали лицо современной корпоративной культуры.
Иван Чермаев — американский дизайнер русского происхождения. Он родился в Лондоне в 1932 году в семье русского архитектора Сергея Чермаева. NYT пишет, что отец был большим поклонником русской истории и культуры, поэтому назвал своих сыновей в честь Ивана Грозного и Петра Великого.
Когда Ивану было 8 лет, семья переехала в США. Там его отец работал сначала приглашенным преподавателем, а потом президентом института дизайна в Чикаго, который, кстати, был основан Ласло Мохой-Надем в 1937 году как новый Баухаус. На этот пост его рекомендовал не кто иной, как Вальтер Гроппиус. Сергей Чермаев работал также профессором архитектуры в Гарварде и Йеле. Неудивительно, что сын учился и там, и там, и там, а своими наставниками называл таких звезд модернизма как Пол Рэнд и Альвин Ластиг.
Все таки семья оказывает большое влияние на формирование личности. Чермаев всегда знал, что его жизнь должна быть связана с искусством, однако, пойти по стопам отца и заниматься архитектурой не собирался. По его словам, архитекторы тратят много времени, работая над проектами, большинство из которых так никогда и не воплощаются в жизнь. А с графическим дизайном такого практически не бывает, он реализуется в 99% случаев.
1950-е
В 1957 году вместе со своим другом Томом Гейзмаром Чермаев основал компанию Chermayeff & Geismar. Первое время с ними также работал Роберт Браунджон (Robert Brownjohn), но потом их пути разошлись.
В конце 50-х Чермаев, Гейзмар и Браунджон много занимались оформлением музыкальных альбомов, дизайном корпоративных брошюр и журналов, упаковкой, создавали рекламные плакаты.
В 1958 году они оформили павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе.
Одним из первых крупных клиентов компании в это время становится Pepsi-Cola World. Для них Чермаев и Гейзмар создавали дизайн корпоративного журнала, на обложках которого всячески обыгрывали название и визуальный образ Pepsi.
Они также оформили фойе штаб-квартиры Pepsi в Нью-Йорке арт-объектом, представляющим собой ленту, украшенную рождественскими игрушками.
1960-е
Работа с таким гигантом как Pepsi конечно сыграла на руку молодой фирме и упрочила ее позиции на рынке. Переломный момент произошел, когда в 1960-м году Дэвид Рокфеллер обратился к Чермаеву и Гейзмару за проектированием логотипа для Chase Bank, одного из крупнейших банков Америки.
Они предложили совершенно радикальную на тот момент идею отказаться от любой образности в пользу полной абстракции. Для сравнения, слева — логотип Chase Bank, который использовался на протяжении 50-х годов, справа — логотип со знаком, предложенный Chermayeff & Geismar. Восьмиугольник, образованный из квадрата, чистая геометрия.
Несмотря на свою простоту форма оказалась невероятно узнаваемой и, возможно, благодаря этому используется по сей день. Хотя некоторые детали и менялись с течением времени: цвет, полосочки, шрифт в логотипе.
Сам Чермаев сказал о знаке так:
Возможно вы не сможете его нарисовать, но когда вы его видите, вы знаете, что уже видели его раньше.
Контраст стилей: новый знак на вполне себе классическом таком сертификате.
Или зажигалка, тут вообще все смешалось: и уходящие 50-е со всеми этими завитушками, и новый лаконизм, пришедший им на смену.
В 1961 году Чермаев и Гейзмар начали сотрудничество с Нью-Йоркским музеем современного искусства, для которого разработали айдентику.
Так же в 60-х начинается сотрудничество Chermayeff & Geismar с Xerox Corporation.
В это время Xerox инициировали программу поддержки талантливых ученых и исследователей. Чермаев и Гейзмар оформили визуальную коммуникацию, обыграв идею исключительности в минималистичной графике.
В 1964 году клиентом агентства становится компания Mobil. Логотип, основанный на геометрическом гротеске с характерной фишкой в виде красной буквы О, стал лицом компании на долгие десятилетия и не изменился даже после слияния с Exxon в 1999 году.
На протяжении нескольких десятилетий Чермаев и Гейзмар создавали плакаты для различных культурных проектов, поддерживаемых Mobil.
1970-е
В начале 70-х они провели комплексный ребрендинг авиакомпании Pan American World Airways, предложив более короткое название и лаконичное графическое обеспечение.
В 1977 году Chermayeff & Geismar разработали логотип и систему стандартов использования элементов корпоративной идентификации для американского агентства по охране окружающей среды (EPA).
Учитывая, что речь идет о 70-х, это руководство — уникальный в своем роде проект. Машина времени, которая позволяет взглянуть не просто на то, как выглядел дизайн того времени, но и на то, как он работал.
В 2017 году систему стандартов EPA переиздали и сейчас ее можно купить в виде красивой книжки.
Так же в 1970-х годах появилась знаменитая красная девятка напротив Solow Building в Нью-Йорке.
1980-е
В 1980-х Чермаев и Гейзмар сотрудничали с телекомпаниями NBC, PBS, Univision, с Рокфеллер-центром.
1990-е
Кроме того, они выпустили несколько книг, дали множество интервью и действительно являются теми, на кого можно ровняться, выбрав для себя профессию графического дизайнера. И что мне особенно нравится, так это разноплановость работ — вон какие плакаты Чермаев сделал для Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна в 1993 году.
Иван Чермаев ушел из жизни в конце 2017 года. За годы своего существования компания Chermayeff & Geismar выпустила более 600 логотипов, большинство из которых широко известны. Лучшие из них представлены на сайте компании. А также плакаты, графика и городские арт-объекты. Все они показаны в реальной жизни, это очень вдохновляюще выглядит. Загляните обязательно!
По словам Чермаева, логотип должен быть чистым, четким и мгновенно понятным. Чтобы этого достичь, нужно потратить около двух месяцев, но выглядеть все должно так, будто все дело заняло 5 минут, — говорил Чермаев. Надо, наверное, чаще давать почитать такие интервью заказчикам, которым кажется, что дизайнер мало поработал.
Чермаев избегал компьютеров, отдавая предпочтение рисованию и коллажированию. Он говорил, что графические дизайнеры знают, что нужно отбросить все лишнее, чтобы создать нечто убедительное и простое, что будет понятно всем людям. И успешно делал это на протяжении более 60 лет своей карьеры.
Когда в одном из интервью его спросили, что бы он мог посоветовать молодым дизайнерам, он ответил: много рисовать, усердно трудиться и быть самокритичным, не останавливаться на достигнутом, а также не работать с компаниями, которые, по вашему мнению, не имеют права на существование. По его словам, огромная проблема современности заключается в том, что мы слишком быстрыми темпами разрушаем землю. При этом большинство из нас не может оценить масштаб происходящих изменений в долгосрочной перспективе. Дизайнеры же, в силу особенностей своего мышления, не только могут, но и должны делать все возможное, чтобы изменить ситуацию, работать на благо будущего, а не просто тешить собственное эго. Аминь.
Источники:
https://www.ivanchermayeff.com/
https://www.nytimes.com/2017/12/04/obituaries/ivan-chermayeff-dead-designer-of-familiar-logos.html
http://indexgrafik.fr/ivan-chermayeff-thomas-geismar/
https://www.yatzer.com/cghnyc-60-years
http://containerlist.glaserarchives.org/tag/chermayeff-%26-geismar/
https://www.logodesignlove.com/tom-geismar-interview
https://www.flickr.com/photos/mgdsca/sets/72157623203285981/